Двойственное восприятие

Двойственное восприятие


Двойственное восприятиеВ результате такого двойственного восприятия происходят все проблемы, потому что когда мы общаемся с этими объектами, мы их разделяем на положительные, отрицательные и нейтральные и на основе таких оценок производим соответствующие эмоциональные реакции. Положительные и приятные вещи нам нравятся, мы их притягиваем, отрицательные и неприятные объекты нам естественно не нравятся, мы их отталкиваем, а нейтральные нам безразличны — это могут быть и люди, и животные, и что угодно. Всё бы ничего, если бы эти эмоциональные реакции потом не выливались в определённые действия, которые бы приносили страдания другим и нам самим в том числе. Таким образом, мы накапливаем карму, и в результате этого расплачиваемся за совершенные действия, которые, опять — таки, были совершены под влиянием тех самых эмоций и двойственного восприятия.


Именно эту схему восприятия в буддизме нам предлагается заменить на другую, если мы хотим перестать страдать. Как мы уже выяснили, все согласны с тем, что мы страдаем, поэтому данную схему восприятия Будда назвал ущербной, и предложил заменить на другую, называющуюся «чистое восприятие». Чистое восприятие — это такое восприятие, в котором, в первую очередь нет двойственности, нет субъектно-объектной дихотомии, где мы не отделяем себя — Васю, Петю, Машу, Славу — от окружающих нас объектов и людей, с которыми надо иметь дело.

Когда такое видение достигнуто, это есть не что иное, как просветление. Но если мы этого захотим, мы не обретём это видение просто по желанию. Если хотите — попробуйте, но уже пробовали, — по хотению не обретём. К достижению такого видения лежит достаточно долгий путь. Кому-то требуется одна жизнь, кому — две, кому-то три, кому-то несколько лет, и такое видение достигается.

Comments are closed.