Дыхание свободного духа

Дыхание свободного духа


Дыхание свободного духаВлияние богомилов, или “Дыхания свободного духа”, можно проследить, изучая историю крестового похода против альбигойцев. Очевидно, что возбуждение и энтузиазм крестоносцев стали неотъемлемой частью движения крестовых походов.

Вопрос заключается в следующем: как случилось, что Церковь стала использовать эти понятия — “крестовый поход”, “священная война”?

Некоторые историки придерживаются мнения, что военные крестовые походы были вызваны комплексом трех факторов. Первым явилось развитие ограниченных священных войн против мусульман в Испании. В 1063 г. Рамиро I Арагонский был убит мусульманином. Папа Александр III обещал индульгенцию всем, кто защищает крест, с тем чтобы отомстить за убийство. Эта идея была подхвачена Григорием VII, который обещал собрать армию с участием представителей ряда стран для проведения испанской кампании, канонически гарантировав каждому христианскому рыцарю право собственности на завоеванные земли. Естественно, что это привело к усилению папской власти в Испании. Для мирян были также предусмотрены сильные политические и экономические стимулы.


Вторым фактором, лежавшим в основе крестовых походов, была франкская традиция, восходящая в 800 г., в соответствии с которой каролингские монархи имели право и обязанность защищать святые места в Иерусалиме, а также направлявшихся туда западных паломников. С X в. наблюдалось увеличение их числа и частоты паломничеств. Они были хорошо организованы клюнийскими монахами. Паломники шли по трем маршрутам через Балканы и Азию, был также и морской путь. Могущественным феодалам разрешалось организовывать вооруженные караваны, другие паломники, искавшие защиты, присоединялись к ним. Таким образом, западные христиане направлялись в паломничества крупными вооруженными группами. Например, в 1064 г. 7 тысяч паломников из Германии, многие из которых были вооружены, вместе следовали в Иерусалим. Связь между паломниками и крестоносцами была тесной.

Comments are closed.