Фашизм и нацизм
Итак, мы подошли к XX в. Церковь находилась посреди мира, раздираемого войной. Мира, где успех коммунистов в 1917 г. в сочетании с крахом правительств ряда великих держав, потерпевших поражение в первой мировой войне, привел к появлению новой группы антирелигиозных тоталитарных идеологий в Европе — фашизма и нацизма. Церковь в это время вернулась к августинскому идеалу, т. е. Церковь находилась во взаимодействии с гражданскими властями, ее заповеди и нравственное учение были в основном включены в светское право. Многие героические католики вели длительную кампанию против этих антирелигиозных сил, но официальная Церковь сотрудничала с ними, и папство попало в изоляцию. Папа Пий XII был Тридснтским Папой в подлинном смысле этого выражения.
Политика изменилась почти во всех аспектах с конца 1958 г., когда Папа Иоанн XXIII был избран на престол после смерти Пия XII. Иоанн XXIII был историком, а не теологом и, видимо, поэтому не боялся изменений, а видел в них признаки роста. Его любимыми словами были “аджорнаменто” и “конвивенца” . Он изменил папскую политику в трех жизненно важных отношениях. Во-первых, создал новое экуменическое движение с центром в Риме. Во-вторых, он наладил связи с коммунистическим миром и покончил с политикой изоляции. В — третьих, начал процесс демократизации внутри Церкви, созвав Вселенский Собор.