Формирование свободомыслия

Формирование свободомыслия


Формирование свободомыслияС методологической точки зрения необходимо отметить также, что предубеждения и социально-психологические стандарты буржуазного общества, а также гонения на атеизм и атеистов подчас являются препятствием для того, чтобы атеистические по своему содержанию взгляды и позиции признавались в качестве таковых самим автором, называвшим бы себя атеистом. В этом смысле весьма показательны рассуждения известного естествоиспытателя Т. Гекели: «Я по натуре и по характеру чувствую максимально возможную антипатию ко всем учениям атеистов и неверующих. Несмотря на это, я знаю, что независимо от самого себя я являюсь тем, кого христианин назвал бы, и насколько я понимаю вполне оправданно, атеистом и неверующим»


В основе формирования свободомыслия и атеизма как культурно-социального феномена лежит процесс секуляризации общественной жизни, получивший мощный стимул для своего развития в эпоху первой промышленной революции.

Формирование идейных принципов и создание первых групп, организаций свободомыслящих связано с именами представителей английских просветителей, философами-материалистами Джоном Толандом и его учеником Антони Коллинзом. Коллинз в 1713 г. провозгласил создание общества единомышленников, назвав его «сектой», разоблачающей церковь и клерикализм.

После победы буржуазных революций для буржуазии оказались приемлемыми лишь те элементы секуляризации, которые служат интересам сохранения капиталистических отношений. Неразрешенность основных требований секуляризма определила активизацию сторонников «секты» свободомыслящих прежде всего в Англии, где в 1866 г. возникло Национальное светское общество.

Comments are closed.