Францисканский теолог

Францисканский теолог


Францисканский теологВ 1318 г. папа Иоанн XXII осудил францисканских спиритуалов. Крайнее крыло этого движения в XIII — начале XIV в. все больше стало вовлекаться в борьбу между папами и императорами Священной Римской империи. Он также осудил поддерживавшего спиритуалов великого францисканского теолога и философа Уильяма Оккама. Оккам бросил вызов божественному институту папства и безошибочности Церкви. Он считал, что Церковь состоит из общины верных, а не духовенства. Он учил; что Бог — выше мыслительных процессов человека и что бесполезно прибегать к разуму для Его постижения, все, что мы знаем о Боге, должно идти от веры. Помимо всего прочего, это, разумеется, отвергало труды Фомы Аквинского.


Несмотря на осуждение Оккама, его последователи в XV в. стали очень влиятельной силой в университетах. Его аргументы использовались многими из тех, кого привлекало движение концилиаризма, но влияние его идей было шире. Радикальный скептицизм его отрицания того, что универсалии имеют реальное существование, означал, что ни одна из доктрин Церкви не может быть достигнута посредством разума, а именно этот метод защищал Аквинат.

Осуждение учения францисканских спиритуалов о бедности было важным поворотным пунктом в церковной истории, оно дало знать о растущих подозрениях в отношении экстремизма. В течение двух столетий папство поощряло новые идеи, новые организации, и те, кто пытался внедрить что-то новое, инстинктивно искали папского покровительства и одобрения. Все осуждения, может быть, и были оправданы, но они дали образец вражды, показав, что больше не нужно новых движений мысли. Они также открыли новые перспективы Европе, которая больше не была под папским контролем, и папство оказалось в новых взаимоотношениях с интеллектуальным и духовным течением эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *