Глубоководные каналы

Глубоководные каналы


Глубоководные каналыСреди линейных элементов в рельефе ложа океана наиболее масштабными являются системы абиссальных каналов. В результате детального эхолотирования и сейс — мопрофилирования дна такие глубоководные каналы обнаружены и обследованы практически на всех абиссальных равнинах и материковых подножиях Мирового океана. Вместе с тем наиболее густая и сложная их сеть характерна для ложа океана в полярных н умеренных широтах. В частности, в Северо-Западной и Северо-Восточной Атлантике, Норвежско-Гренландском бассейне, но обе стороны от Срединно-Атлантического хребта, получили развитие несколько самостоятельных древовидных систем абиссальных каналов, в совокупности достигающих протяженности 240 тыс. км.


Детальный анализ морфологии дна показал, что абиссальные каналы — это часть разветвленной русловой системы глубоководного дна, состоящей по меньшей мере из трех звеньев. Начальное звено — абиссальные каналы материкового подножия, служащие продолжением русел ледниково-мутьевых потоков каньонов и долин материкового склона. В Северной Атлантике н Норвежско-Гренландском бассейне число этих капалов составляет несколько сот, длина достигает 250— 300 км и более. Сливаясь, каналы образуют второе звено системы — магистральные каналы Имарссуак, Фюллас, Гудзон, Саглик, Роколл и др. Число их значительно меньше — первые десятки, а длипа иногда превышает 1,5— 2,0 тыс. км. Лишь при слиянии магистральных каналов образуется третье звено системы — главные абиссальные каналы длиной в несколько тысяч километров.

Магистральные абиссальные каналы, несмотря на большую протяженность, характеризуются односторонним приемом притоков со стороны континентальной окраипы. Так, например, магистральный абиссальный капал Гаусс па протяжении 700 км принимает в себя в виде притоков несколько десятков узких абис — сальпых каналов, тянущихся со стороны южногренландской коптипептальпой окраины. При слиянии примерно 40 абиссальных каналов па глубппах 2000—3000 м образуется крупный магистральный капал Дамшаф, который устремлен к Лофотенской абиссальной равнине Норвежского моря. В морфологическом отношении магистральные каналы представляют собой ящнкообразпые долины с относительно высокими, обрывистыми бортами.

Comments are closed.