Гуситское влияние

Гуситское влияние


Гуситское влияниеВ то время Польша была одним из самых веротерпимых государств в Европе. Гуситское влияние оставалось сильным, унитарии организовались в достаточной степени для того, чтобы господствовать в некоторых городах и иметь свои собственные синоды и университетский колледж. В 1576 г. король Стефан Баторий привел католиков в ярость, заявив, что они должны содействовать распространению своей веры “не огнем и мечом, а хорошим обучением и примером” На деле эта политика принесла богатые дивиденды. Церковь энергично исправила свои ошибки, и с просветительской помощью иезуитов протестантизм стал медленно отступать без кровопролития или давления. И, наконец, разумеется, Ирландия дала еще один пример успеха католичества вопреки глубокой враждебности английской короны.


Шли споры о том, создал ли Тридентский Собор современный католицизм. В некотором смысле это верно. Известно, что после его завершения Соборы не созывались до 1869 г., т. е. до I Ватиканского Собора, ограниченного по своим целям и во всяком случае прерванного, так что не было дано всеобъемлющего реформистского взгляда на католическое учение и практику, сравнимого с решениями Тридентского Собора. II Ватиканский Собор был созван только в наши дни в 1962 г. За 400 лет между Тридснтским и II Ватиканским Собором произошло многое. Как мы увидим, доктринальные споры вызвали папское осуждение некоторых течений в теологии. И хотя каноническое право не менялось, развитие надзорной власти папской курии посредством римских конгрегаций было послетридент — ским новшеством. Миссионерская деятельность в Европе и далеко за ее пределами в значительной степени расширили зону римско-католического влияния. Таким образом, Тридентский Собор, несомненно, был созидательным и продуктивным, но спрашивается: был ли он новаторским?

Comments are closed.