Испанская идея

Испанская идея


Испанская идеяТретьим фактором, но мнению заслуживающих доверия историков, было почти неосознанное решение, появившееся в конце XI в., увязать испанскую идею завоевания земель неверных с практикой крупных вооруженных паломничеств в Святую Землю. В основе этого лежал быстрый рост населения в XI-XII вв., вызвавший нехватку свободных территорий. Можно спорить по поводу того, действительно ли крестовые походы имели глубокие корни в христианской космологии. Мы впервые встречаем понятие “христианский мир” в начале IX в. в фразе “на защиту христианского мира от сарацин” Папа Григорий VII говорил о Церкви, являющейся “госпожой всего христианского мира”

Папа Урбан II в своей знаменитой проповеди по поводу начала первого крестового похода в 1095 г. сказал: ”Можно ли терпеть то, что мы не разделили даже поровну с мусульманами населенный мир? Они превратили Азию, составляющую треть мира, в свое отечество… Они силой удерживают Африку более 200 лет. Остается Европа… на которую приходится небольшая часть мира, заселенная нами, христианами… и эта земля едва ли может прокормить тех, кто на ней живет. Вот почему вы используете ее ресурсы и ведете между собой бесконечные войны”


Создававшиеся цистерцианцами сельскохозяйственные предприятия представляли собой одно решение проблемы нехватки земель, крестовые походы — другое. С военной точки зрения, этот быстрый крестовый поход завершился кровавым, но большим успехом. В 1098 г. от турок была освобождена Антиохия, в 1099 — Иерусалим. В обоих городах были назначены латинские патриархи, что впоследствии привело к сильным осложнениям на местах, а также к обострению отношений между Константинополем и Римом. В 1204 г. во время четвертого крестового похода пал Константинополь. Крестоносцы сначала направились было в Египет, но сын низложенного императора убедил их в необходимости освободить Константинополь, чтобы восстановить его отца на троне. Поскольку при этом Запад непосредственно вмешивался в политику Византии, появились недоразумения, и крестоносцы, разъяренные тем, что они считали предательством греков, разграбили город. Давно существовавшие доктринальные разногласия усилились после этого чувством острого негодования византийцев западной агрессией и кощунством. По словам С. Разнимала, “крестоносцы принесли не мир, а меч, и меч разделил христианский мир” В настоящее время большинство историков полагают, что даже если учесть все различия в культуре и политике, в конечном счете именно требования папы в 1054 г. привели к великому расколу. А разграбление Константинополя в 1204 г. окончательно закрепило его.

Comments are closed.