Конечная природа
Основа Шанван, самосущее существование Гунтак, окончательное существование, пустота Ендув.
Всё существующее относится либо к Шан — вану, к Гунтаку, либо к Ендуву. Основа пусто — тна от самосущего существования, то есть, пустотна от Гунтака. Например, стол пустотен от вечности, прочности, независимости.
Отсутствие самосущего существования Гун — так на основе Шанван — это Ендув. Ендув окончательная, конечная природа всех вещей и явлений. Это отрицание несуществующего Гунтак.
Природа всех вещей и явлений временная и конечная. Они все обладают таким качеством, как пустотность. Пустотность — это не самосу — щее существование, а существование лишь в обозначении. Окончательная, конечная природа всех явлений сводится к пустоте, а временная природа мысли заключается в стремлении обрести форму и в желании проявить себя.
Например, длинного стола, как такового, не существует, он существует лишь в обозначении. Или существует относительно, то есть относительно от короткого стола. Если бы существовал длинный стол, то он был бы длинным относительно от всего. Предрассудок, что существует длинный стол, является Гунтак, основанный на столе. Отсутствие длинного стола будет Енду — вом, основанным на Шанван стол.
Гунтак делится на два вида: существующий и несуществующий.
К первому относятся все постоянно существующие объекты. Например: пространство.
Второй вид Гунтака — это некий самосущий объект неправильного толкования. Является объектом неправильной концепции и не имеет конкретного и настоящего существования. Этот Гунтак не существует в силу собственных свойств, только в силу наших воображений и мысленного обозначения.