Новое время

Новое время


Новое времяПоворот к науке, или “новое время”, начался перед 1650 г. Бэкон указал на научный метод, который станет управлять будущим, а Декарт открыл принципы мышления, возвестившие новую эпоху развития философии. Человеческий ум больше не будет руководствоваться предположениями, унаследованными от времени средневековья и античности. Декарт умер в 1650 г. Но его влияние было столь мощным, что невозможно понять эпоху рационализма, не изучив вклад Декарта в ее мышление. Декарт’ начал с осознания самого себя: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Он утверждал, что наш подход к знанию должен управляться сомнением, т. е. надо отрицать все, что оказывается сомнительным после исследования чистым разумом. Постепенно Декарт построил свою систему знания. Она включала физику и математику, так же как метафизику, и могла практически применяться в обычной жизни. Он дал нечто новое и захватывающее: доказательства Бога, свободы и бессмертия, которые были выразительно аргументированы и тем не менее понятны простым людям. Его система мышления содержала различные элементы, которым было суждено сыграть решающую роль в последующем развитии и которые имели важное отношение к религиозной рефлексии. Она превозносила разум, причем разум в другой, более привлекательной форме по сравнению с той, которую признавала схоластическая диалектика. Более того, она признавала факт сомнения и отводила ему регулирующее место в человеческом мышлении, так что из основного греха оно стало основной добредете — лью. Внимание Декарта занимала сфера, где вера и разум частично налагались друг на друга. Он не касался в первую очередь вопроса веры, но для большинства его преемников разум пал главным средством достижения веры. И таким образом последующая эпоха была удовлетворена тем, что Декарт считал лишь частным подходом.


Comments are closed.