Образовательный признак

Образовательный признак


Образовательный признакНе вносит ясности в понимание интересующей нас проблемы и существующая в буржуазной социологии классификация верующих по образовательному признаку. Здесь прежде всего обращает на себя внимание сходство цифр, характеризующих образовательный ценз и стратификационный уровень верующих. Подобное совпадение не случайно. Несмотря на усилившуюся в послевоенные годы демократизацию высшего образования, основная масса студенчества по-прежнему отбирается из представителей привилегированных и средних классов. Поэтому данные об образовательном составе верующих воспроизводят не что иное, как социальную структуру буржуазного общества.


К этому можно добавить, что в современную эпоху высшее образование постепенно утрачивает значение определяющего институционального признака интеллигенции. Если до начала научно-технической революции получение высшего образования гарантировало социальное и профессиональное будущее человека, то по мере повышения образовательного уровня населения в целом образовательный ценз уже не определяет ни конкретного социального положения, ни специфики выполняемых функций. По окончании курса обучения одни обладатели дипломов вливаются в ряды буржуазии, другие пополняют армию «пролетариев в белых воротничках».

‘Таким образом, данные о социальном и образовательном составе верующих, фиксируя некоторые реальные черты современной религиозной ситуации в развитых капиталистических странах, тем не менее слишком общи, приблизительны и явно недостаточны для оценки религиозности такой специфической социальной группы, какой является интеллигенция.

Comments are closed.