Общество Византии

Общество Византии


Общество ВизантииОтношения Григория с высокоцивилизованным обществом Византии никогда не были легкими и непринужденными. В 579-585 гг. он жил в Константинополе в качестве представителя Римской Церкви и к константинопольскому патриарху сохранял традиционное римское отношение холодного подозрения. И когда, став папой, он обнаружил, что патриарх именовал себя “вселенским” — титулом, использовавшимся в обиходе в Константинополе но общему согласию на протяжении почти столетия, Григорий протестовал, заявив, что иерархи Церкви не должны пользоваться почетными титулами, что он сам лишь “слуга слуг Божиих” и что этот титул с его подразумеваемыми претензиями на всеобщую юрисдикцию является исключительной привилегией Рима. Большая часть Италии во времена Григория была захвачена вторгшимися лангобардами, а территория, контролировавшаяся экзархом византийского императора в Равенне, была относительно небольшой. Рим, однако, был византийским городом и оставался таковым на протяжении VII в. папа был подданным константинопольского императора. Григорий научился у св. Августина несколько отрешенно думать о связи между Церковью и империей. Но главным образом, именно Григорий признал, что варварские королевства на Западе были не просто временными оккупационными армиями, которые вскоре двинутся в другое место, а постоянной социальной и политической реальностью, с которой Церковь должна прийти к соглашению.


И конечно, именно Григорий направил миссию в бывшую римскую провинцию Британию. В V-VI вв. большая часть Западной Церкви была слишком занята тем, чтобы выжить, и не могла особенно заниматься миссионерской деятельностью для расширения своих границ или для восстановления утраченных позиций. Но теперь, когда ее положение стало более прочным, Григорий понял, что наступило время для начала миссионерской деятельности.

Comments are closed.