Особая служба

Особая служба


Особая службаОсобой службой, которую Церковь оказывала бедным братьям, следуя обычаям, практиковавшимся синагогами, было совершение похорон. Во второй половине II в. в Риме и Карфагене церкви начали приобретать кладбища для своих верных.

Одно из старейших кладбищ находилось на Аиииевой дороге южнее Рима, в местечке, которое называлось Катакумбас. От него эти кладбища в виде подземных коридоров и получили название “катакомбы”. Гостеприимство по отношению к странникам было особо важным актом милосердия: христианин должен был только предоставить доказательства своей веры и мог быть уверен, что ему предоставят кров, по крайней мере, на трое суток. Епископ нес ответственность за такое гостеприимство. Следовательно, епископ контролировал церковные доходы.


Доли отдельных направлений расходования церковных средств были разными в различных районах. Есть свидетельства, что, например, в Риме в конце IV в. четверть доходов поступала в распоряжение епископа, а остальные три четверти делились между прочим духовенством и лицами, занесенными в официальный список больных и бедных. Всегда признавалось, что церковная казна предназначалась для нужд бедных. У ранней Церкви, до правления Константина, не было зданий, которые ей надо было содержать. Очевидно, что распределение милостыни было сопряжено со злоупотреблениями. Уже в “Дидахэ” есть предупреждения относительно лживых братьев. Языческий сатирик Лукиан Самосатский дает замечательный пример подобного злоупотребления одним человеком — Перегинеем Протеем, ставшим христианином но чисто мирским причинам. Лукиан приводит этот пример как свидетельство человеческой глупости и безрассудства, но он хорошо знал, что христиане были великодушны и предпочитали проявлять щедрость, нежели настойчиво интересоваться, заслуживают ли доверия люди, которых они принимают.

Comments are closed.