Природа ума

Природа ума


Природа умаПрирода ума, или естественное состояние, присутствует в каждом из нас. Хотим мы этого или не хотим, знаем мы об этом или не знаем. Оно всё равно присутствует. И присутствовало в нас в момент рождения, и в бардо, и в прошлой жизни, и во всех прошлых жизнях, и в будущих жизнях будет присутствовать до тех пор, пока мы его не постигнем полностью. Когда мы его полностью постигнем, оно просто превратится в три просветлённых измерения, с диковинными названиями Дхармакая, Самбхогакая и Нирмана — кая? Если человек не понимает смысла этих слов, для него это пустой звук. Но нужно хотя бы теоретически понимать, потому что до тех пор, пока не появится реализация, они будут оставаться пустым звуком.

В приложении к нашей природе ума, дхармакая — это изначальная пустота нашего ума, самбхогакая — это светоносная природа нашего восприятия, а нирманакая — это их единство и одновременно способность познавать дхарма — каю и самбхогакаю вместе.


Нам необходимо обрести это переживание природы ума, если мы понимаем её ценность. Но до тех пор, пока в нашем уме не появится определённая сила, мы просто не сможем сбросить с себя этот шлем ужаса двойственного восприятия. Поэтому нам нужно устранить те отвлечения, которые мешают нам развивать силу и смотреть на эту пустот — ность. Шаматха нам помогает развивать випашьяну. Если говорить фундаментально, то самая важная медитация — это випашьяна. А шаматха является её неотъемлемым помощником. Если говорить теоретически, то можно достичь просветления, практикуя одну випашьяну. А практикуя одну шаматху, просветления достичь невозможно, потому что аспект ясности восприятия не будет раскрыт полностью. А ведь именно в этом аспекте ума заложены все просветлённые качества. В результате из неё потом будут появляться все просветлённые качества мудрости, ясновидения, всеведения, любви, сострадания и сверхъестественные силы. Она же помогает нам увидеть пустоту более ясно и более чётко. А шаматха помогает нам на начальных этапах устранять отвлечения, успокаивать свой ум для того, чтобы, когда мы начнём заниматься практикой випашьяны, нас не срывало и не уносило ветром любой мысли и не отвлекало от практики.

Comments are closed.