Провидение Божие

Провидение Божие


Провидение БожиеПоэтому одной из проблем, стоявших перед Августином в то время, была проблема, как объяснить, почему Провидение Божие могло позволить, чтобы разрушилась, очевидно, христианская Римская империя и особенно, как Бог мог допустить катастрофу, постигшую Рим, т. е. что еретику-арианину готу Алариху было позволено разграбить католический Рим в 410 г. Августин в 397 г. написал “Исио — ведь” — оригинальный шедевр интроспективной автобиографии, выраженной в форме длинной молитвы, которая обращена к Богу и зачастую напоминает псалмы. Тем не менее автобиография находится в более широких рамках так, что она стала свидетельством постоянного беспокойства души, до тех пор пока она не вернется домой, к своему Творцу. История личности рассказана фактологически, но главным образом как иллюстрация теологического тезиса. Ошибочно читать ее как простую автобиографию с небольшими богословскими отступлениями, вклинивающимися в повествование.


Но ответ Августина на важные вопросы, которые вызвали вторжение варваров, содержится в его монументальном труде “О граде Божием”. Хотя он начинает с рассмотрения римской истории и высмеивает старых языческих богов, предмет его исследования быстро становится шире, чем только катастрофа разграбления Рима или даже вся картина римской истории. Центральной проблемой для Августина становится: какова природа и причина зла и как оно соотносится с величием Бога и всемогуществом Божиим? Для Августина зло — это просто несуществование, поскольку Бог дал существование всякой вещи: любой грех поэтому является умышленным отпадением от Бога. Лишь на середине книги Августин начинает разрабатывать тему двух городов. Земной град прославляется в себе самом, а Небесный — в Боге. Все известные нам структуры являются частью борьбы, пронизывающей всю мировую историю. Ни одна структура, даже сама Церковь, не может быть без ограничений идентифицирована с Небесным градом. В этом Августин временами опрометчив, и видимая Церковь действительно отождествляется с градом Божиим. Влияние трактата “О граде Божием” в значительной степени происходит от рвения средневекового клирика расширить эту идентификацию, отождествить земной град с противниками церковной власти, такими, как например, некоторые из императоров Священной Римской империи.

Comments are closed.