Работники умственного труда

Работники умственного труда


Работники умственного трудаОпрос почти 30 тыс. работников умственного труда, проведенный в предвоенные годы американским социологом С. Фраем, показал, что среди лиц «свободных» профессий вопреки общепринятому мнению самый низкий уровень религиозности. При среднестатистическом показателе религиозной включенности, равном 60%, религиозное членство отмечалось у 64% общественных и политических деятелей, у 42% представителей общественных наук, у 37% естественников  и лишь у 23% актеров, художников, скульпторов и т. д.

Эти цифры не случайны. Неуклонный рост удельного веса произведений светского искусства свидетельствует об обмирщении не только духовных потребностей общества, но и мироощущения самих творцов культуры. Характерно, что мотивировка творческого процесса, его внутренних стимулов и конечных целей у большинства представителей художественной интеллигенции в наши дни носит светский характер, что сближает ее с научной интеллигенцией.

Анкетирование двух тысяч выдающихся представителей американской науки и культуры показало, что основными стимулами творческой активности независимо от рода деятельности являются «интерес и удовлетворение, получаемое в работе», «желание знать и понимать», «желание служить обществу». Религиозная мотивация заняла в этом списке последнее место.


Представление о повышенной религиозности художественной интеллигенции, по-видимому, обусловлено спецификой искусства, которое в отличие от науки теснее связано с субъективным опытом художника. Религиозность литератора, художника, режиссера находит непосредственное выражение в продуктах его труда, получая тем самым общественный резонанс. Известную роль здесь играет и то, что, решая средствами искусства проблемы, на протяжении многих веков составлявшие монополию религии, представители художественной интеллигенции подчас обращаются к религиозным образам, сюжетам, символам, имеющим и общечеловеческое содержание.

Однако анализ лучших произведений современного буржуазного искусства показывает, что такого рода заимствования в большинстве случаев преследуют не религиозные, а художественные цели. Более того, использование религиозных мотивов и сюжетов в качестве художественного средства своей оборотной стороной имеет размывание заключенного в них сакрального смысла. Вспыхнувшая в последние годы на Западе мода на шоу, мюзиклы, шлягеры о Христе является одновременно и ярким свидетельством, и мощным катализатором процесса деформации традиционных форм религиозности.

Не случайно на вопрос: «Считаете ли Вы, что искусство испытывает влияние католицизма?» — большинство французских католиков ответило «нет», а некоторые выразили убеждение, что в современную эпоху, напротив, искусство, отображая тончайшие сдвиги в духовном климате современного общества, влияет на католицизм, заставляя его приспосабливать свои усилия к этим изменениям.

Comments are closed.