Рамки религии

Рамки религии


Рамки религииОпубликование такого письма весьма знаменательно. Оно свидетельствует о растущем недовольстве верующих деятельностью церковных иерархов, далеко выходящей за рамки религии. Это выступление имеет не только локальное значение, т. е. оно направлено не только против церковной иерархии Милана, но и против римской курии, освящающей прокапиталистическую деятельность католической церкви в США и странах Западной Европы.

Роль клерикальных партий в политической жизни капиталистических стран Западной Европы значительно возросла после второй мировой войны. Уже к концу войны стали восстанавливаться старые и создаваться новые клерикальные партии: в 1943 г. была основана Христианско-демократическая партия в Италии, в 1944 г. — французская католическая партия Народнореспубликанское движение. В 1945 г. были созданы новые клерикальные партии в следующих странах: в Западной Германии — Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз, в Бельгии — Социально-христианская партия, в Австрии — Австрийская народная партия. Клерикальные партии во многих западноевропейских странах в первые послевоенные годы стали ведущими буржуазными партиями. Этому способствовал ряд причин.


Старые, традиционные буржуазные партии многих стран Западной Европы, прежде всего Германии и Италии, оказались дискредитированными, так как они либо открыто сотрудничали с фашизмом, либо были не способны оказать ему серьезное сопротивление. Буржуазия этих стран нуждалась в новых партиях, способных воздействовать на массы и эффективно противодействовать их участию в демократических, антикапиталистических движениях. Для выполнения этой политической задачи были призваны христианско-демократические партии. Их преимуществом перед другими буржуазными партиями, возникшими после второй мировой войны, явилось то, что они могли опереться на мощный церковный аппарат, который в годы господства фашизма почти везде сохранился неприкосновенным.

Христианско-демократические партии могли опереться не только на церковный аппарат, но и на широкую сеть массовых католических организаций: христианские профсоюзы, объединения мужчин-католиков, объединения женщин-католичек, организации рабочей, сельской и студенческой молодежи и др.

Распространению влияния этих партий в некоторой степени способствовало и то, что во время войны многие католики, в том числе и некоторые деятели католических организаций, принимали участие в антифашистском движении.

Comments are closed.