Разумные реформы
Рассказ об этом периоде не был бы полным без анализа сил, которые осуществили разумные реформы и действовали не только в сфере знания, но и благочестия простых мужчин и женщин того времени. Религиозные ордена и приходское духовенство старались донести до мирян не только популяризированное богословие. Они хотели научить их молиться, ценить Св. Таинства и жить христианской жизнью, практикуя христианские добродетели. Есть историки, которые утверждают, что высшая власть Контрреформации лежит в возрождении духовности, которое началось к середине столетия, а в последующем продолжалось с возросшей силой. Очевидно, что именно глубина, реализм и, прежде всего, рвение, вдохновленные глубокой духовностью католичества второй половины XVI в., делают невозможным для историка отвергнуть его как заблуждение. Следует только открыть труды св. Филиппа Неры, св. Игнатия, св. Терезы и св. Иоанна Креега и многочисленные произведения популярной религиозной литературы эпохи.
После Тридентского Собора Европа уже не могла быть такой, как до протестантской Реформации. Аугсбургский мирный договор 1555 г. признал факт разделения но религиозному признаку, а Тридентский Собор ясно сформулировал основу католического учения, выраженного в различных декретах и преподававшегося с помощью катехизисов, которые, разумеется, подчеркивали это разделение. Программа реформ зависела от хороших епископов, поднимавших уровень как духовенства, так и мирян, и от их постоянных отношений с Римом, где политике централизации уделялось всевозраставшее значение. После Тридентского Собора Папы очень сильно поддерживали церковную реформу, доказав, что они являются хорошими руководителями, хотя эффективность движения католических реформ, очевидно, была неодинакова в разных местах. Но к началу XY1I в. стало ясно, что позиции и католиков, и протестантов по отношению друг к другу ужесточились, и это в конце концов нашло выражение в различных религиозных войнах.