Религиозные чувства

Религиозные чувства


Религиозные чувстваБольшое число таких завещаний сохранилось с конца XIII в. Они являются одним из лучших доказательств религиозных чувств людей. Они ясно показывают, что умирающие больше не были подавлены страхом попасть в ад, как раньше и боялись перспективы страданий в чистилище и искали пути сокращения этих страданий посредством пожертвований и даров на цели милосердия. Нищенствующие ордена были идеальными получателями наследств с этой точки зрения: они могли найти применение даже скромным дарам. Подсчитано, что пятая часть всех богатств западноевропейского общества прошла через руки доминиканцев и францисканцев, большая часть этой суммы, разумеется, вернулась обществу в виде помощи бедным и нуждающимся. Завещания показывают также, что возросло число месс, которые служились за души усопших; все больше было даров, предназначенных для помощи узникам и прокаженным, увеличились суммы пожертвований на свечи для многих алтарей.


Такие свидетельства, имеющиеся во многих городах, показывают, что доминиканцы и францисканцы пользовались поддержкой очень широких слоев общества. В какой-то степени они удовлетворяли практически все религиозные потребности. Сами они были бедны и нуждались в поддержке; но и они поддерживали других, отпускали грехи умирающим, служили мессы за усопших, проповедуя при этом Слово Господне и давая утешение. Поистине они облегчали каждому человеку путь к вечной жизни.

Естественно, как и в любом человеческом сообществе, членам нищенствующих орденов были присущи искушения в том, что касалось их образа жизни. Бедность и установленное для монахов нищенство в ряде случаев вели к тому, что некоторые из братьев стремились к поискам наследств и вознаграждений. В иных случаях это влекло за собой снисходительное отношение к тем кающимся грешникам, которые делали щедрые пожертвования. Вряд ли требуются документы для доказательства существования такой практики, которая, естественно, появлялась порой под воздействием природы и условий жизни монахов. Но историки вновь подтверждают, что доминиканцы и францисканцы жили трудной жизнью, предъявлявшей к ним много требований, но не было опасности, что новые ордена пойдут по тому же пути развития, что и традиционные монастыри. Нищенствующие ордена не стали закрытыми корпорациями счастливчиков, которые в ряде случаев жили легкой жизнью аристократов.

Comments are closed.