Среда интеллигенции

Среда интеллигенции


Среда интеллигенцииВ среде интеллигенции и студенчества особенно ярко проявляются две характерные для современной религиозной ситуации тенденции. С одной стороны, отождествление бога с всеобщей упорядоченностью или нравственным законом способствует возникновению поисков новой «вселенской» религии, находящих, в частности, воплощение в деятельности некоторых религиознофилософских обществ. С другой стороны, по мере расшатывания конфессиональных рамок религия теряет свойственные ей черты императивности и все более субъективируется, что неизбежно ведет к плюрализму, подрывающему основы любой организованной формы религии, а следовательно, и самой религиозности.

Однако ослабление религиозности, наблюдаемое в среде интеллигенции, далеко не всегда приводит ее представителей к разрыву с религией, к осознанному неверию, а тем более к атеизму. Эта мировоззренческая непоследовательность обусловлена непоследовательностью и противоречивостью самого секуляризационного процесса в современном буржуазном обществе. Его движущим силам, расшатывающим религиозное мироощущение, противостоят социальные устои капиталистического общества, с неизбежностью рождающие и воспроизводящие религию как иллюзорный способ восполнения и оправдания «превратного» мира. В силу двойственности своего социального положения и специфики духовной деятельности интеллигенция острее других ощутила, непосредственнее и ярче, хотя и не — всегда точно по существу выразила охватившее буржуазное общество чувство безысходности и беспомощности перед «чуждой», «враждебной» человеку социальной реальностью.


В буржуазной литературе XX век не случайно характеризуется как «век беспокойства», «век безумия», «век упадка». Массовое истребление людей в огне двух мировых войн, угроза термоядерной катастрофы, обострение классовых противоречий, растущая бюрократизация и стандартизация общества, ограничение демократических свобод — все это не могло не отразиться на мироощущении западной интеллигенции. «Реальность,— писал П. Тиллих, — изменилась… История превратилась в непрерывную цепь катастроф» К Человек пере — стал быть творцом своей судьбы, став игрушкой в руках им же созданных сил. Воодушевлявшая интеллигенцию прошлого лера во всемогущество науки, просвещения, доброй воли как средство разрешения любых противоречий и конфликтов сменилась грубым социальным пессимизмом, страхом перед кажущейся бессмысленностью и бесцельностью исторического процесса.

Comments are closed.