Структурные элементы и социальные функции религии

Структурные элементы и социальные функции религии


Основные элементы религии — это те ее части, без которых нет данного мировоззрения, и которые только в единстве своем составляют религию. Существуют различные подходы к выделению элементов религии, а отсюда и разные количества, названия этих элементов. Мы будем исходить из того, что религия (как и вообще явления духовной жизни) непосредственно является продуктом психической деятельности человека — его ума, чувств и воли, а ее основными составляющими выступают миропонимание, мирочувствование и мироотношение. Отсюда в религии имеются три основных элемента. Но поскольку все исторические религии определенным образом организованы, то к указанным элементам можно добавить еще один — четвертый. Рассмотрим их:

Религиозные идеи и представления

Это концептуальная сторона религии, включающая в себя все то, что выражается в мысли; все то, что можно сказать о религии, что она говорит о самой себе. Сюда относятся мифы, концепции, идеи и представления о сверхъестественном; догматы, содержание священных книг, легенд, молитв. Но наличия в сознании религиозных идей и представлений недостаточно для того, чтобы была религия. Сверхъестественные существа могут использоваться искусством как художественные образы; атеист может лучше верующего знать религиозное учение, но религии здесь нет. Сверхъестественное принимается за истинно существующее, с ним верующий пытается наладить связи как с реальным объектом.

Религиозный культ (религиозные действия, поступки)

Это внешняя сторона религии. Сюда относятся религиозные обряды и праздники, моления, богослужения; посты и разговления, священные амулеты, иконы, талисманы, различные символы религии, предметы культа, храмы и действия, совершаемые в них. Говоря о религиозном культе, необходимо учитывать, что сегодня значимость его значительно возросла. Именно посредством религиозных действий человек приобщается к религии. Это происходит с ребенком, когда он участвует в религиозных праздниках, обычаях, еще не осмысливая их реального предназначения. Первые впечатления у юноши или девушки от религиозной обрядности, в случае получения ими положительных эмоций, а также могут вызвать интерес к религиозной идеологии. Старшее поколение в религиозных действиях порой находит для себя способ человеческого общения (особенно одинокие люди).

Религиозные чувства

Они выступают показателем искренности религиозных верований и чувствований. В практике религиозной жизни верующий переживает целую гамму обыкновенных человеческих чувств, но доминирующее место занимает чувство страха, само по себе связанное с защитной функцией организма, и вполне естественное для человека. Религиозный страх возникает тогда, когда он, во-первых, связан с религиозными идеями (наказание за грехи, страх перед смертью) и, во-вторых, становится довлеющим фактором, постоянно преследующим человека. Религиозные чувства могут быть также связаны с чувством умиления, восхищения, например, образами Иисуса Христа или девы Марии; с чувством катарсиса — расслабления, очищения, снятия внутреннего напряжения, например, после произнесенной молитвы или разговора со священнослужителем.


Религиозные организации

В каждой религии есть рядовые верующие (пасомые) и жрецы, духовенство (пастыри). Религиозные организации стремятся объединить верующих по религиозному признаку, определенным образом влиять на их образ жизни, удовлетворять их религиозные запросы. Занимаются религиозные организации и проблемой воспроизводства религиозности в подрастающем поколении, сохранением обычаев, традиций, контролем над внутренним миром верующего человека. Само духовенство, которое в каждой религии выполняет роль вождей и идеологов, между собой организовано по иерархическому признаку. Необходимо учитывать, что основополагающие структурные элементы религии взаимосвязаны между собой, дополняя друг друга. Именно поэтому религия представляет собой сложно-социальное явление, выполняющее определенные функции.

Каждая форма общественного сознания удовлетворяет различные потребности личности и общества, выполняет ту или иную социальную функцию. Это в полной мере касается и религии, функции религии многообразны. Назовем основные из них:

Мировоззренческая функция

Мы уже знаем, что человек не может жить без мировоззрения, которое является духовной основой его личности. Религия дает верующему определенное мировоззрение. Поскольку оно представляет собой, прежде всего, взгляд на окружающую действительность, то религия учит верующего в познании этой действительности все сводить к Богу, ибо он творец всего сущего и все устроено по его разумению. Определяя свое место в этом мире, человек опять же должен уповать на Бога, который заранее определил его жизненный путь; цель человека — стремиться быть полезным Богу, заслужить его благословение добрыми делами и получить надежду на прекрасную жизнь с Богом в мире ином.

Интегративная функция

Религия сопутствует, прежде всего, социализации личности (вхождению ее в общество). Это достигается такими обрядами, как крещение, имя-наречение, венчание, исповедь, священство, похороны. Религия освящает начало и конец трудовых процессов, сводит к единому знаменателю различные элементы духовной жизни общества. Объединяя людей по признаку вероисповедания, она делает их порой единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и даже личного характера. Межрелигиозная рознь нередко проявляется в условиях межнациональных конфликтов.

Регулирующая функция

На основе религиозной нравственности разработаны определенные нормы поведения верующих, которых они должны придерживаться в жизни. В основе религиозной нравственности лежит страх верующих перед Богом, который должен удерживать их от нежелательных поступков. Роль религии и ценность религиозной нравственности объясняется тем, что религия использует основные общечеловеческие нормы поведения, выработанные самой жизнью в процессе исторического развития общества. Сегодня эта функция является доминирующей в обществе, что само по себе положительно. В прошлом, в условиях антагонистического общества (рабовладельческого, феодального, капиталистического XVII—XIX вв.) религия выступала орудием укрепления господства эксплуататорских классов.

Господствующие эксплуататорские классы всегда остро нуждались в идеологическом оправдании, духовной опоре своей власти. В этом качестве всегда выступала религия. В угоду им, например, христианская религия устами своего Бога говорила: «Всякая власть от Бога. Противящийся власти — противится божьему установлению»; «Кто в каком звании родился, в том и оставайся»; «Бога бойтесь, царя чтите»; «Подчиняйтесь всяким властям, не только добрым, но и злым…».

Конечно, сегодня религия не пропагандирует подобные идеи. Идя в ногу со временем, она говорит о человеколюбии, сострадании, необходимости помочь ближнему и т.д. И это, несомненно, положительное явление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *