Высшее виденье

Высшее виденье


Высшее виденьеВипашьяна — это высшее виденье. Випашьяна бывает нескольких уровней. Посредством этой практики мы должны прийти сначала к теоретическому пониманию, а потом — к практическому переживанию того, что все вещи непостоянны, что все относительные явления составлены из различных частей и совокупностей. И посему они загрязнены страданием, то есть потенциально содержат в себе страдание. Также мы должны прийти к тому, что ни в одной вещи, ни в одном явлении, включая нас самих, не существует независимого «я», или стержневой субстанции. И это мы можем сделать как при помощи аналитического размышления, так и при помощи медитации.


Неаналитическая медитация випашьяны начинается с практики развития осознанности. И эта осознанность бывает по отношению к своему телу, по отношению к своим ощущениям, по отношения к своим мыслям. Самая незатейливая, простая и доступная всем медитация випашьяны — это медитация по развитию осознанности в отношении своего тела. Эта медитация наиболее известна, сосредоточение на своём дыхании. Когда люди недопонимают принципа медитации, то считают её шаматхой. Шаматха это всегда статичная медитация, где мы сосредоточиваем свой ум на одной неподвижной точке, а не следим за чем-то. Когда мы за чем-то следим, — это уже випашьяна. Поэтому, випа — шьяна — всегда динамичная медитация. Можно, конечно, и во время дыхания пытаться успокоить свой ум, сфокусировав его на одной точке, например на кончике носа. Но это не совсем точно соответствует целям данной медитации. Когда мы занимаемся медитацией на дыхании, мы следим за самим дыханием. А дыхание, само по себе, динамично. Это движущийся поток. Поэтому движется и наш ум, когда мы следим за этим движущимся потоком. Мы созерцаем, наблюдаем за неким движущимся предметом. В данном случае — за нашим дыханием.

Comments are closed.