Высшие посты в Церкви

Высшие посты в Церкви


Высшие посты в ЦерквиВысшие посты в Церкви были почти полностью заняты аристократами — высокообразованными и культурными людьми с хорошими намерениями, но часто покидавшими свои епархии и занятыми политическими, так же как и духовными, делами. Приходские, священники были уважаемыми людьми, которые усердно работали, некоторые из них получили хорошее образование, но ведущая семинария, готовившая священников, — семинария св. Сульпция была в плохом состоянии и нуждалась в реформе. Все еще продолжалась эпоха Просвещения, или рациональной религии. Тогда не было таких великих теологов, как в XYII в. Духовенство, как и миряне, читало и впитывало рационалистическую литературу эпохи: науки “Энциклопедии”, насмешки Вольтера над суевериями, сентиментальный деизм Руссо. О правах человека говорили и думали больше, чем о правах Бога. Очевидно, что это оказывало влияние на многих представителей низшего духовенства. Миряне в целом оставались приверженными Церкви, но в среде интеллигенции в Париже и провинциальных центрах культуры был распространен вольтерьянский скептицизм, так что в случае кризиса Церковь нашла бы в себе самой и врагов и друзей. В целом то, что ощущалось в 1789 г., не было потребностью в насильственной реформации или тем более революции, чтобы уничтожить Церковь, а просто общим желанием покончить со старыми злоупотреблениями и завершить рациональные реформы. Очевидность этого отражена в списках жалоб и просьб, поступивших со всех концов страны, когда представителям народа была дана возможность подать ходатайства относительно прекращения злоупотреблений в Церкви и государстве. Никто не предлагал уничтожить монархию или Церковь — два столпа тогдашнего режима.


Comments are closed.