Взрывчатая ситуация

Взрывчатая ситуация


Взрывчатая ситуацияВысказывание А. Анселя хорошо иллюстрируется заявлением, с которым выступили в марте 1971 г. итальянские епископы Римской епархии в связи с «взрывчатой ситуацией», порожденной репрессиями предпринимателей и забастовками рабочих. Епископы признают справедливость критики в адрес церкви по поводу ее удаленности от рабочих и поддержки ею капитализма. Осуждая «тяжкий грех» угнетения не только индивидов, но и целых общественных групп, они заявляют, что «за сто пятьдесят лет своей борьбы рабочее движение выработало подлинно евангельские ценности, такие, как достоинство человека, его свобода и солидарность, стремление к разумному распределению материальных благ в обществе, поиск более представительной демократии, нового общественного устройства».


В том же духе католические епископы ФРГ в упоминавшемся выше документе «Церковь и рабочие» отмечают, что «теологическая наука не была справедлива к новой фигуре рабочего. Признание за рабочими права отстаивать свои справедливые требования в случае необходимости путем борьбы тяжело давалось, да и сегодня тяжело дается многим священникам и мирянам».

Вопреки фактам признание существования «рабочей культуры», как видно, не влечет за собой попыток найти глубокие мотивы радикального разрыва рабочего класса с религией. Объясняя иррелигиозность рабочих их бедствиями при капитализме и их неудовлетворенностью некоторыми позициями церкви, буржуазные социологи, в частности католические, делают выводы в духе христианского милосердия, с одной стороны, и призывов к реформе церковных структур — с другой. То обстоятельство, что рабочий класс при капитализме является не только страдающим, но и борющимся классом, вооруженным собственным мировоззрением и открывающим для всех угнетенных новые общественные перспективы, церковью практически не признается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *