Жизнь городов

Жизнь городов


Жизнь городовЧтобы понять, насколько велик был вклад новых орденов в историю Церкви, необходимо проследить, каким образом города и университеты в XIII в. обусловили возникновений потребности и необходимости в новой форме религиозной организации. Затей следует проанализировать, как новые ордена смогли удовлетворить эту потребность.

Есть свидетельства о странствующих проповедниках. В частности, летописи города Болонья за 1204 г. сохранили отчет одного из них — Альберта Мантуанского. Он называл себя “братом” и проповедовал в этом городе. Тот же самый брат Альберт Мантуанский, как отмечается, отправлял правосудие “в 95 случаях убийств в Бертинове, затем в Кастель-Нуово, йотом в Фортинпополи и, наконец, в Имоле он выявил виновных но 28 делам об убийствах” Это свидетельство об одном человеке, приносившем мир в беспокойную жизнь городов, и здесь нет намека на ересь, просто говорится о проповеди и обращении.


Имеется много свидетельств относительно того, что в отличие от сельских районов в городах царили анархия и насилие, богатство и нищета дошли до крайности, безработица и непосильно тяжелый труд соседствовали друг с другом. Как Церковь, так и правительства многих стран на Западе все еще стремились адаптироваться к такому обществу, прийти к согласию с ним. Но в XIII в. и в последующий период средневековья наблюдались явные признаки истерии. А истерия, о которой свидетельствуют документы, никогда не лежала глубоко под поверхностными событиями городской жизни. Она принимала форму отчаянных жестов самоотречения и самопожертвования со стороны отдельных людей и целых групп. Летописец Салимбен, например, описывает в 1284 г. одну такую группу из 72 человек, называвших себя “Апостолами” Они не были еретиками и ничего не нарушали, кроме, может быть, общественных приличий. Но, как и Альберт Мантуанский, эти “Апостолы” создавали проблему для Церкви и государства, которую было трудно разрешить. Это были люди, которые явно своей собственной властью, а не в силу полномочий, данных Церковью, вели миссионерскую деятельность в городах, где имелись епископские кафедры. Они стремились жить по Евангелию и старались, чтобы и другие следовали за ними. Можно утверждать, что именно свобода существования подобных групп в начальный период сделала возможным зарождение новых монашеских орденов.

Comments are closed.